Хореография
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Программа «Хореография и ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства в режиме внеурочных занятий. Программа является основой занятий кружка. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, руководитель кружка, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. В программу включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, обеспечивающие формирование осанки воспитанников, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Цели и задачи обучения.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля. Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
дать представление о танцевальном образе;
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
организация здорового и содержательного досуга.
Организация образовательного процесса.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальнотренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на воспитанников.
Учебно-тематический план.
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
Элементы музыкальной грамоты.-4 ч.
Музыкально - ритмические упражнения, гимнастика.-4 ч.
Построения и перестроения.-4 ч.
Слушание музыки.-4ч.
Гимнастика.-6ч.
Раздел «Танцевальная азбука»
Элементы Классического танца.-10ч.
Элементы Народно — сценического танца.-10ч.
Раздел «Танец» Детские бальные и народные танцы.-10ч.
Образные танцы (игровые).-4ч.
Постановка танцевальной композиции-4ч.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»:
Танцы народов мира.-2ч.
Раздел «Творческая деятельность»-2ч.
Игровые этюды.-2ч.
Музыкально — танцевальные игры.-2ч.
Итого: 68 часов.
Материал программы включает следующие разделы: Ритмика, элементы музыкальной грамоты. Танцевальная азбука (тренаж). Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный). Беседы по хореографическому искусству. Творческая деятельность.
Знания, умения и навыки, которые воспитанники должны получить к концу трех лет обучения:
- Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
отмечать в движении сильную долю такта;
уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
иметь навыки актёрской выразительности;
распознать характер танцевальной музыки;
иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
уметь анализировать музыку разученных танцев;
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
- Танцевальная азбука:
знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
усвоить правила постановки корпуса;
уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;
освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
- Танец:
(понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс — променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.
В конце 3 — го года обучения дети должны уметь исполнять: историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.
- Творческая деятельность:
раскрытие творческих способностей;
развитие организованности и самостоятельности;
иметь представления о народных танцах.
Учебно – тематическое планирование.
№ п/п
|
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» Элементы музыкальной грамоты. |
4 ч. |
2 |
Музыкально -ритмические упражнения, гимнастика |
4 ч. |
3 |
Построения и перестроения |
4 ч. |
4 |
Слушание музыки |
4 ч. |
5 |
Гимнастика |
6 ч. |
6 |
Раздел «Танцевальная азбука» Элементы Классического танца |
10 ч. |
7 |
Элементы Народно — сценического танца |
10 ч. |
8 |
Раздел «Танец» Детские бальные и народные танцы |
10 ч. |
9 |
Образные танцы (игровые) |
4 ч. |
10 |
Постановка танцевальной композиции |
4 ч. |
11 |
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»: Танцы народов мира |
2 ч. |
12 |
Раздел «Творческая деятельность» |
2 ч. |
13 |
Игровые этюды |
2 ч. |
14 |
Музыкально — танцевальные игры |
2 ч. |
Учебно – тематическое планирование (второй год обучения).
№ п/п
|
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Учебно-тренировочная работа. АПГ – антистрессовая пластическая гимнастика |
4 ч. |
2 |
ОФП – общефизическая подготовка (исправление дефектов осанки) |
4 ч. |
3 |
Стрейч – партер |
4 ч. |
4 |
Ритмическая гимнастика |
4 ч. |
5 |
Акробатика |
6 ч. |
6 |
Вариативное обучение. Современный танец |
10 ч. |
7 |
Партнеринг – контактная импровизация |
10 ч. |
8 |
Образные игры |
10 ч. |
9 |
Азбука музыкального движения |
4 ч. |
10 |
Современный танец. Джаз, модерн |
12 ч. |